118 Основ спокойного вождения
1. Это не гонка. Задача номер 1 - остаться живым. Задача номер 2 - доехать без повреждений и происшествий. Можно считать что вы успешно прошли тест, если удалось доехать до пункта назначения спокойным и без адреналинового стука в голове.
2. Перед началом движения на зеленый свет, посмотрите в обе стороны. Не отпускайте тормоз до тех пор, пока вы действительно не готовы начать движение (Иначе водитель позади вас, увидев погасшие стоп-сигналы, скорее всего получит инстинктивный зрительный сигнал о том, что через мгновение вы поедете).
3. Двигаясь по главной дороге и приближаясь к второстепенной:
- Убедитесь в том, что водители на второстепенной дороге как минимум посмотрели в вашу сторону;
- Убедитесь в том, что вращение колес их машин замедляется (особенно хорошо это видно на скользком покрытии, когда колеса могут блокироваться при торможении);
- По работе передней подвески видно, замедляется машина или ускоряется.
4. Держите дистанцию, двигаясь позади грузовиков:
- Потому что они мешают видеть, что происходит впереди;
- Они могут перевозить груз, который может неожиданно упасть перед вами на дорогу;
- Они могут перевозить сыпучие материалы, которые может сдуть (гравий, песок);
Дистанция должна быть вдвое больше нормальной - или еще больше, в зависимости от дорожных условий. Кроме того, не стоит полагаться на то, что их стоп-сигналы исправны.
5. При ночной езде не двигайтесь слишком близко к тяжелым и дальнобойным грузовикам. Бывает так, что ночью дым от разрушающихся и дымящихся спущенных шин не виден, поэтому внезапно оторвавшийся кусок покрышки может стать неприятным сюрпризом. Кроме того, шины грузовиков частенько бывают наварными и могут отслаиваться, при этом отслоившийся проектор может сыграть с вами злую шутку, окажитесь вы рядом в этот момент.
6. Несколько раз гляньте в зеркало заднего вида перед перестроением или обгоном, особенно на магистрали. Бывает трудно вклиниться в идущий по скоростной полосе поток машин и набрать темп движения потока, никому при этом не мешая.
7. Самое опасное время суток для движения - закат и рассвет. Будьте наготове, не совершайте непродуманных действий.
8. Вечером включайте ближний свет как можно раньше, особенно если ваш путь лежит по направлению на восток.
9. Не помешает включить ближний свет даже днем при движении по узкому двухполосному извилистому загородному шоссе.
10. Заранее прогнозируйте развитие ситуации и выбирайте пути мгновенного объезда при приближении к группам машин, обгоне или приближении к перекресткам с оживленным движением. Тормозов может оказаться недостаточно.
11. Избегайте длительного движения в плотной группе машин.
12. Сбросьте скорость или другим способом дайте понять водителям в плотной группе машин, что вы желаете их пропустить; не ускоряйтесь, чтобы оторваться от плотного потока, если он идет со скоростью, близкой к вашей крейсерской.
13. Старайтесь никогда не находиться в слепой зоне других водителей. Замедляйтесь или увеличивайте скорость.
14. Не позволяйте никому находиться в вашей слепой зоне. Замедляйтесь или увеличивайте скорость.
15. Автопутешественники после долгого пути становятся абсолютно непредсказуемыми - они могут остановиться, например, на закрытом горном повороте.
16. Грузовики и автобусы могут пропускать большие предметы, лежащие на дороге, между колесами, при этом задевая их, что приводит к тому, что эти предметы могут оказаться на вашем лобовом стекле.
17. Со встречных грузовиков тоже, случается, падают разные неприятные вещи.
18. Ожидайте агрессивного поведения на дороге от:
- спортбайкеров без шлемов
- лифтованных машин на широких шинах
- BMW
- ТрансАм'ов или пятилитровых Мустангов
- машин с водителями в бейсболках, надетых задом наперед
- крутые точила с прицепленными к ним велосипедами или горными лыжами - ими управляют молодые и агрессивные пацаны
- недорогих подержанных машин вблизи университетов
- любых машин, если на них есть неоновая обвеска
19. Ожидайте рассеянного поведения на дороге от:
- Людей, разговаривающих по мобильному телефону и управляющих автомобилем
- водителей "Вольво"
- водителей минивэнов
- любой машины с ребенком в салоне
- любой машины со знаком "Ребенок в машине"
- велосипедистов (причем, как правило, велосипедисты в специальной спортивной одежде ведут себя более предсказуемо по сравнению с теми, кто просто едет на велосипеде)
- подростков на мопедах и скутерах
- автомашин с иногородними номерными знаками
- зимой - от автомашин с неочищенными от снега и льда стеклами, летом - от грязи
-Женщин за рулем, особенно от тех, кто сидит плотно придвинувшись к рулю.
20. Если есть возможность, отложите поездку после 8 часов вечера, особенно в пятницу и субботу по следующим причинам:
- На дороге больше нетрезвых (как водителей, так и пешеходов)
- Увеличивается вероятность появления животных на дороге
- Сокращается объем зрительной информации
- Притупляется реакция
21. На большой скорости не слишком старайтесь избежать столкновения с мелкими животными. Можно скорректировать направление, но не более того - жизнь кошки или собаки не стоит полной потери управления. Напротив, лоси или лошади посреди дороги способны полностью изменить ваши планы на сегодняшний день.
22. При движении по дороге, возле которой пасутся коровы, не удивляйтесь тому, насколько неожиданно они могут оказаться на проезжей части. Коровы не так быстры, как олени, но в интеллектуальном смысле и те, и другие примерно одинаковы.
23. Левый поворот с пересечением встречной проезжей части: перед поворотом руля, пропуская встречный поток, постарайтесь набрать хотя бы небольшую скорость, это поможет закончить поворот по инерции в случае, если двигатель начнет глохнуть. Полезно также иметь запас свободного места впереди себя, чтобы иметь возможность вовремя прекратить маневр и дождаться более благоприятного момента. Никогда не предполагайте, что другие водители будут извещать вас о своих действиях. Всегда делайте поправку на идиотов, которым позарез надо подрезать вас и занять именно вашу полосу движения впереди вас непосредственно перед светофором. Их можно легко отследить при приближении к светофору в зеркало заднего вида по их манере езды и скорости относительно остального потока.
24. Не надо перебирать передачи с высших на низшие при подъезде к светофору или перекрестку, если речь не идет о движении по очень скользкому покрытию. Тормозите на той передаче, на которой вы двигались, до минимальных оборотов, потом выжмите сцепление, перейдите на нейтраль и продолжайте торможение - как правило, к этому моменту скорость и так уже достаточно мала. После этого не включайте передачу до тех пор, пока вы полностью не остановились и не готовы возобновить движение. Мало того, что нет смысла на сухой дороге переключаться с 4 на 3 и потом на 2 передачи при торможении, это помимо всего прочего изнашивает детали КПП. (Это требование неприменимо к мотоциклам).
25. Для притормаживания пользуйтесь тормозами, а не коробкой передач - тормоза дешевле и проще в обслуживании, чем КПП или сцепление. Естественно, при затяжном движении под уклон это правило недействительно.
26. В ЛЮБУЮ погоду важно иметь чистыми ВСЕ стекла и световые приборы
27. Почаще и повнимательнее заглядывайте под капот. Расход масла при движении по городским пробкам и по скоростной трассе может значительно отличаться. Следите за уровнем масла.
28. Сельскохозяйственные агрегаты:
- Всегда ездят медленно, и если вы не можете правильно оценить его реальную скорость, все равно будьте готовы к тому, что скорость вашего приближения к нему окажется высокой;
- Часто занимают более одной полосы;
- Как правило, не имеют сигналов поворота и тем не менее могут повернуть в любую сторону в любой момент;
- Как правило, не имеют зеркал заднего вида и поэтому вполне могут вас не увидеть;
- Люфт рулевого управления может быть излишне большим они могут мотаться по дороге влево-вправо;
- Всегда весят больше, чем ваш аппарат ;-)
- Иногда на узких дорогах могут выступать габаритами на встречную полосу.
29. Если при движении по магистрали или скоростной полосе вы оказались в хвосте скопления машин, включите "аварийку", чтобы предупредить движущихся сзади водителей. Для дополнительного привлечения их внимания рекомендуется также тормозить кратковременными нажатиями на тормоз.
30. Если на дороге появился один олень, практически всегда рядом найдутся еще несколько - они ходят стаями и в основном проявляют активность в темное время суток. Поэтому быстрая езда по неосвещаемым участкам дорог в местах возможного появления диких животных опасна.
31. Тормозите ПЕРЕД вхождением в поворот на извилистых участках дорог!
32. Невежд практически всегда можно узнать по тому, как они обозначают свое намерение повернуть: они не включают сигнал поворота и вы узнаете об этом лишь по его загоревшимся у вас под носом стопам. Надо отдать им должное, иногда они все же включают его, правда, всего на один или две вспышки лампы - и уже в самом повороте или после него. Они не включают ближнего света до тех пор, пока совсем не стемнеет. Их скорость передвижения всегда на 30-40 км/ч выше основного потока, и если на их пути попадется кто-либо, кто едет с меньшей скоростью, они начинают выдавливать его со своей полосы и сокращают дистанцию до 1/2 длины корпуса автомобиля. Они резко тормозят, так как не видят дорогу дальше чем за 1 длину корпуса своей машины, и каждое возникающее препятствие становится для них открытием. Они будут висеть у вас на хвосте или обгонять и подрезать, когда вы подкатываетесь к красному светофору в надежде, что к моменту вашего приближения сигнал сменится на зеленый. Они злоупотребляют тормозами на горных дорогах и их легко можно идентифицировать по дымящимся шинам и запаху горелой резины и тормозных колодок. В исключительных случаях из-под колес вырываются языки пламени.
33. Помните о том, что вы являетесь водителем автомобиля до тех пор, пока по окончании поездки он не стоит на ручном тормозе или передаче и ключ не вынут из замка зажигания.
34. На знак "Стоп" необходимо останавливаться всегда, даже если вы думаете, что в данном месте не было никакой нужды его ставить. Вы можете ошибаться.
35. Водите автомобиль спокойно, не нервничайте, не затевайте гонку с другими. Дорога - не трек и принадлежит всем в равной степени.
36. Прощайте ошибки другим водителям: никто не совершенен. Будьте за рулем воспитанным и вежливым. Не ставьте других в такое положение, в каком не хотели бы оказаться сами.
37. Не рискуйте за рулем. Когда сомневаетесь, лучше не делайте.
38. Нельзя водить автомобиль в расчете, что избежать неприятностей Вам помогут умение и корректность других водителей. Наоборот, надо всегда быть готовым самому предотвратить опасные последствия ошибок или лихачества окружающих.
39. Старайтесь не раздражаться всякой мелочью. Раздражение порождает грубость.
40. Старайтесь управлять автомобилем так, чтобы Ваши действия никогда не были неожиданными для других водителей.
41. Не ведите автомобиль, если чувствуете себя усталым. Лучше остановиться и немного отдохнуть, а потом сделать несколько физических упражнений.
42. Будьте благоразумны. Чтобы вести автомобиль хорошо, надо не больше усилий, чем для того, чтобы вести его плохо.
О СКОРОСТИ
43. Скорость - большое достоинство автомобиля, если ведет его человек благоразумный и расчетливый.
44. Скорость сама по себе не опасна. Опасно, когда она не соответствует конкретным условиям движения.
45. Помните: чем выше скорость, тем труднее остановить автомобиль.
46. С увеличением скорости Ваша реакция не становится более быстрой.
47. Ведите автомобиль с такой скоростью, чтобы он не выходил из повиновения.
48. В потоке транспорта следуйте с общей средней скоростью. Если поведете медленнее или быстрее, то только нарушите общий ритм и вызовите заторы.
49. Перед перекрестками снижайте скорость, пропускайте тех, кто выезжает справа или движется по главной дороге.
50. Не увеличивайте скорость на спусках: тормозной путь на спуске значительно возрастает.
51. Чем выше скорость, тем меньше времени исправить ошибку. - На дорогах постоянная скорость в 3/4 от максимальной даст отличные результаты: высокую среднюю скорость с наименьшим расходом топлива.
52. Не увлекайтесь скоростью, если чувствуете усталость.
53. На скользкой дороге чем выше скорость, тем вероятнее опасность заноса.
54. Не поддавайтесь гипнозу скорости. Въезжая в города и населенные пункты, меняйте режим движения.
55. Выдерживайте безопасную дистанцию и Вам не придется неожиданно и резко тормозить,
56. Превышение скорости при правом повороте вынесет автомобиль на встречную полосу, при левом - в кювет.
57. Когда поведение другого водителя вам непонятно - снижайте скорость.
58. Максимальная "ночная" скорость - 80 км/ч.: ведь фары светят лишь на 100 м.
59. Последнее и общее правило: скорость должна обеспечивать остановку автомобиля в пределах видимости.
НА ШОССЕ
60. Не полагайте, что вдали от городов водить автомобиль проще и легче, здесь свои трудности.
61. На шоссе скорости, конечно, выше, а стало быть и меньше времени на устранение возможных ошибок.
62. Помните, что современный автомобиль способен развивать скорость, которая не всегда обеспечивается условиями движения. Будьте благоразумны в выборе скорости.
63. Выехав на автомобильную дорогу, быстрее включайтесь в общий ритм движения, чтобы не создавать помех.
64. Слишком медленная езда иногда может быть такой же опасной, как и излишняя скорость.
65. Не старайтесь "накрутить" побольше километров: продолжительное безостановочное движение по ровной дороге дело опасное - оно притупляет внимание.
66. Нельзя двигаться без остановок более 3 часов подряд: короткий 15-минутный перерыв иногда может сберечь Вам жизнь.
67. Утомление и опасность аварии особенно возрастают после 11 часов движения. Водителям старше 50 лет не стоит вообще управлять автомобилем более 8 часов.
68. Монотонная езда оказывает гипнотическое действие. Время от времени отпускайте педаль акселератора, меняйте ритм движения.
69. Не надо неподвижно смотреть на дорогу прямо перед собой, это утомляет зрение. Переводите взгляд, так легче следить за изменениями обстановки.
70. Почаще поглядывайте в зеркало заднего вида. Вообще на дороге надо управлять автомобилем, заглядывая подальше как вперед, так и назад.
71. Держите руль без напряжения, но обязательно обеими руками. Они должны находиться в положении часовых стрелок "без десяти два". Это позволяет вести автомобиль без всяких усилий и мгновенно выравнивать его при резких толчках.
72. Имеете ли Вы представление о расстоянии, необходимом для остановки Вашего автомобиля на высокой скорости? Если нет, вычислите и запомните.
73. По возможности держите на шоссе дистанцию 30-100 м.
74. Помните, что убавив скорость на одну треть, Вы сократите тормозной путь более чем вдвое.
75. Даже если дорога свободна, следуйте по правой полосе. Тогда Вы сможете пропустить более быстрые автомобили без лишних маневров и не нервничая.
76. Дублируйте рукой световые сигналы: на освещенной солнцем дороге они могут быть плохо видны.
77. Держите ветровое стекло постоянно чистым, ухудшение видимости может закончиться плачевно.
78. Съезжая на обочину, во избежание заноса - снижайте скорость до минимальной.
В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
79. Особая осторожность - у перекрестков. Проезд их всегда таит больше опасностей, чем обычное движение в потоке транспорта.
80. Снижайте скорость у перекрестков. Большая часть происшествий здесь случается не из-за того, что водители не знали правил проезда, они просто не успевали разобраться в обстановке. В условиях недостаточной видимости неплохо предупредить о своем приближении кратковременным включением дальнего света фар.
81. Если во время езды по улицам смотришь в основном перед собой, то на перекрестке надо успеть оглянуться во все стороны, а на это требуется время.
82. Придерживайтесь своего ряда движения, это создает уверенность и у вас и у других водителей. Езда на полкорпуса влево или вправо сразу уменьшает число возможных рядов для движения, а стало быть, и скорость.
83. Выполняйте маневры на улицах быстро и четко. Нерешительный и медлительный водитель - помеха многим. Остерегайтесь неуверенных.
84. С повышением интенсивности движения маневрировать в городе все труднее. Используйте для разворотов по возможности боковые улицы.
85. Резкое торможение при интенсивном движении весьма опасно. Кто-то может и не уследить за началом замедления: слишком многое дол-жен "схватывать" глаз водителя на улицах города.
86. Приближаясь к регулируемому перекрестку, заранее разберитесь в том, какой на нем подан сигнал светофора, и в соответствии с этим выберите свою скорость.
87. Помните, что световые сигналы автомобиля в городе должны работать как никогда безотказно.
88. Добивайтесь по возможности бесшумного движения, особенно в ночное время. Не форсируйте обо-роты двигателя, тормозите плавней, старайтесь не прибегать к звуковым сигналам и не хлопайте дверьми.
89. Трогаясь от перекрестка, не полагайтесь только на сигнал светофора. Дайте пешеходам спокойно закончить переход, даже тогда, когда для вас уже зажегся зеленый сигнал. Преимущество в 2-3 секунды не стоит риска.
90. Особое внимание - к детям. Предвидеть их неожиданное появление на вашем пути зачастую невозможно, но ожидать всегда надо.
91. Не кидайтесь из стороны в сторону, пытаясь объехать трещину в покрытии или крышку люка. В плотном потоке транспорта это опасно: ведь другие водители не ждут от Вас такого маневра.
НОЧЬЮ В ПУТИ
92. Имейте в виду, что способность видеть в темноте утрачивается с возрастом гораздо быстрее, чем острота зрения. Пожилым людям надо водить автомобиль в темное время более осторожно, а по возможности избегать ночной езды.
93. Ночная езда требует особого внимания: хотя движение и менее интенсивно, в это время случается около половины всех происшествий.
94. Помните, что ночью расстояние видимости уменьшается с повышением скорости движения еще больше, чем днем.
95. Полный остановочный путь автомобиля не должен превышать расстояния видимости.
96. Человек физиологически плохо приспособлен к вождению автомобиля и мотоцикла в темноте, его зрительное восприятие резко снижается.
97. Ночью водитель утомляется быстрее из-за напряжения зрения и внимания; начинается резь в глазах, головная боль. Чаще берите "тайм-аут" для отдыха, учитывая, что ночью всем водителям труднее ориентироваться, чем днем, ведь поле зрения ограничено лучом света фар.
98. В темное время перед крутыми поворотами или съездами с дороги снижайте скорость до минимума, ведь по сторонам фактически ничего не видно.
99. Не ослепляйте сами, если не хотите быть ослепленным другими. Не ждите, пока встречный попросит Вас погасить дальний свет в фарах, своевременно переходите на ближний и снижайте при этом скорость.
100. При разъездах старайтесь не смотреть на свет идущей навстречу машины. Переводите взгляд чуть вправо, чтобы не утомлять зрение и отчетливее видеть окружающее.
101. Нельзя вести автомобиль вслепую. Если Вы ослеплены - остановитесь.
102. Если Вы не собираетесь обгонять автомобиль, за которым следуете, включите ближний свет, чтобы не мешать водителю, находящемуся впереди.
103. Не оставляйте машину на ночной дороге, а если это неизбежно, то на короткое время и обязательно с включенными габаритными огнями.
104. Непременное условие безопасности езды ночью - внимательный уход за приборами освещения и сигнализации, их полная надежность.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
105. Зимняя дорога редко бывает сухой. Она не терпит резкого вождения. Умеренность и плавность во всем - вот ее законы.
106. Лучший способ торможения - это торможение двигателем на передаче более низкой, чем требовалось бы на сухой дороге.
107. Выбирая скорость, не забудьте, что на снегу тормозной путь увеличивается втрое против обычного.
108. Помните, что занос легче предупредить, чем погасить, когда он уже возникает.
109. При заносе не трогайте тормоза. Сохранить прямолинейное направление в движении Вам поможет только спокойная и умелая работа рулем. При заносе переднеприводного автомобиля следует добавить газу, заднеприводного - сбросить.
110. Тормозите так, чтобы не блокировать колеса. Почти полная гарантия от "юза", а стало быть от заноса - прерывистое торможение.
111. Шины с изношенным рисунком протектора не годятся для езды зимой. Часто от этого и начинаются все беды. Используйте в зимних условиях шипованную резину.
112. Пешеход замечает зимой приближающийся автомобиль значительно позже: в теплой одежде он хуже слышит и ему труднее следить за движением.
113. Не рассчитывайте на расторопность пешеходов: их подвижность тоже затруднена.
114. В снегопад или туман не медлите зажечь на автомобиле габаритные огни и ближний свет фар.
115. Возле остановок маршрутного транспорта и перед светофорами от частых торможений образуются наледи, будьте здесь осторожны.
116. Цепи противоскольжения и лопата никогда нелишни зимой.
117. Оставляя автомобиль на холоде, не пользуйтесь ручным тормозом, включайте передачу: увлажненные колодки могут примерзнуть к тормозным барабанам.
118. Замерзшие стекла и, до некоторой степени, стесняющая теплая одежда ограничивают обзорность водителя. Учитывайте это при маневрировании.